Доступная среда
 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Бардымский детский сад" структурное подразделение "Петушок" Бардымского муниципального округа Пермского края

Доступная среда

 

ДЕТИ С ОВЗ 

Страничка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолог-медико- педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК - важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ОВЗ.

Нормативно - правовые документы для педагогов, работающих с детьми ОВЗ

  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы 

Закон Российской Федерации «Об образовании» 

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» 

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»  Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» 

Нормативные документы по ФГОС для детей с ОВЗ

·         Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 

·         Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года). 

·         Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015). 

·         Пакеты специальных образовательных условий обучения детей в условиях общего образования. 

·         Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" 

Документы Министерства Образования Российской Федерации

Права учащихся с ОВЗ 

Письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 о создании условий для получения образования детьми с ОВЗ 

Письмо от 27 марта 2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме 

Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии 

Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности 

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ) 

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" 

Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий 

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)» 

Паспорт доступности МАДОУ

Консультация психолога для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова):

·         Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

·         Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

·         Дети с нарушениями речи (логопаты).

·         Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

·         Дети с задержкой психологического развития.

·         Дети с нарушениями поведения и общения.

·         Дети с умственной отсталостью.

·         Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

 В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:

  • начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическоми
(или) психическом развитии;
 - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития ииндивидуальных возможностей детей  (в соответствии с рекомендациям и психолог
о-медико-педагогической комиссии);
-
возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении
.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законнымипредставителями)
  • Разработка индивидуального маршрута наоснове заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ
  • Консультирование родителей

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

  • Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий очень низкий;
  • Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Инфантилизм;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкая самооценка;
  • Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • Высокий уровень психомышечного напряжения;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического  спектора.

 

Уважаемые родители!

Предлагаем  Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».

Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.

 http://www.autist.narod.ru – «Аутизм – болезнь XXI века?».

Сайт создан мамой ребёнка, больного аутизмом. Ресурс освещает разноплановые материалы о проблеме раннего детского аутизма, представляет подборку Интернет-ресурсов организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом и их семьям, представлена законодательная база, статьи об аутизме из российских и зарубежных периодических изданий, методики, учебные пособия, рекомендации для родителей и другая полезная информация.

  http://deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

Ресурс содержит информацию о реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и другую полезную информацию.

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения