ДЕТИ С ОВЗ
Страничка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолог-медико- педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК - важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ОВЗ.
Нормативно - правовые документы для педагогов, работающих с детьми ОВЗ
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»
Нормативные документы по ФГОС для детей с ОВЗ
· Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
· Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года).
· Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015).
· Пакеты специальных образовательных условий обучения детей в условиях общего образования.
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
Документы Министерства Образования Российской Федерации
Права учащихся с ОВЗ
Письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 о создании условий для получения образования детьми с ОВЗ
Письмо от 27 марта 2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ)
Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)»
Паспорт доступности МАДОУ
Консультация психолога для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова):
· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
· Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
· Дети с нарушениями речи (логопаты).
· Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
· Дети с задержкой психологического развития.
· Дети с нарушениями поведения и общения.
· Дети с умственной отсталостью.
· Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:
- начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическоми (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития ииндивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациям и психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законнымипредставителями)
- Разработка индивидуального маршрута наоснове заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Реализация индивидуальной программы или маршрута
- Проведение промежуточной диагностики и анализ
- Консультирование родителей
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- Темп выполнения заданий очень низкий;
- Нуждается в постоянной помощи взрослого;
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- Низкий уровень развития речи, мышления;
- Трудности в понимании инструкций;
- Инфантилизм;
- Нарушение координации движений;
- Низкая самооценка;
- Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- Высокий уровень психомышечного напряжения;
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектора.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.
http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».
Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.
http://www.autist.narod.ru – «Аутизм – болезнь XXI века?».
Сайт создан мамой ребёнка, больного аутизмом. Ресурс освещает разноплановые материалы о проблеме раннего детского аутизма, представляет подборку Интернет-ресурсов организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом и их семьям, представлена законодательная база, статьи об аутизме из российских и зарубежных периодических изданий, методики, учебные пособия, рекомендации для родителей и другая полезная информация.
http://deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
Ресурс содержит информацию о реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и другую полезную информацию.